Реклама
Переход на главную
Гурджиев и Успенский

Карлос Кастанеда: Искусство сновидения

Искусство сновидения

Книга Карлоса Кастанеды "Искусство сновидения" (The Art of Dreeming).

Искусство сновидения  — девятая книга Карлоса Кастанеды, опубликованная в 1994 году. В книге описывается практика сновидения, одна из составных частей учения Кастанеды. (

Так же важно отметить, что для успешного освоения искусства сновидения нужно владеть технологиями пути воина .

Краткое содержание книги:

Овладение искусством сновидения подразделяется на семь этапов, называемых вратами сновидений, но в книге описываются только первые три.

Первые врата сновидения достигаются, когда человек осознаёт момент засыпания либо видит фантастически реальный сон. Первые врата считаются пройденными, когда тренирующийся сможет сохранять образ объектов, видимых им во сне.

Вторые врата достигаются, когда человек просыпается «из одного сна» в другом сне. Пройдя их, он начинает слышать голос своеобразного проводника по сновидениям.

Третьи врата достигаются, когда тренирующийся видит себя спящего, и преодолеваются, когда он может пошевелиться в таком положении.

В книге описывается посещение Кастанедой других миров и встречи с их обитателями, неорганическими существами. В конце книги он встречается с бросившим вызов смерти — древним шаманом, который прожил уже пару тысяч лет, правда большую часть времени в другим мирах - для экономии энергии.

Вступление Карлоса Кастанеды к "Искусству сновидения"

Я его сильно сократил, оставил то, что непосредственно касается "искусства сновидения" (с моей точки зрения конечно). Полную версию читайте в книге. - Админ сайта.

... В предыдущей  своей работе я описал методы обучения, которыми он для этого пользовался,  а  также  те  приемы  магического  искусства,  которые  он

заставлял  меня  практиковать. Самым важным из них было особое искусство видеть сны - искусство контролируемого сновидения.

Дон  Хуан  утверждал,  что  мир,  который мы считаем единственным и незыблемо  абсолютным,  является  лишь  одним  из  множества параллельно существующих  миров,  наподобие того, как располагаются слои в луковице.
Он  уверял,  что  все  эти сферы иного бытия так же реальны, уникальны и абсолютны,  как  и  наш  мир.  И мы обладаем способностью в определенной степени  внедряться  в  них,  хотя энергетически ограничены возможностью
воспринимать только наш мир.

Дон  Хуан  объяснил  мне,  что  одного  желания  недостаточно чтобы научиться  воспринимать  другие  миры,  -  необходимо  накопить энергию, достаточную  для  того,  чтобы  их  "ухватить".  Другие  миры существуют
постоянно  и  независимо от нашего осознания, но их недоступность нашему восприятию является целиком и полностью следствием нашей обусловленности.  Другими  словами,  исключительно  благодаря   этой   обусловленности  мы вынуждены  согласиться  с  тем, что мир нашей повседневности единственно
возможный мир.

Дон  Хуан  считал,  что  наша энергетическая обусловленность вполне поправима. Он утверждал, что  в древние времена маги разработали систему практических методов, призванных изменить энергетическую обусловленность
способностей  нашего восприятия. Этот набор практических методов получил название искусства сновидения.

Теперь,  по  истечении  времени  оглядываясь  назад, я понимаю, что точнее  всего  дон  Хуан охарактеризовал искусство сновидения назвав его "вратами  в бесконечность". Тогда же я заявил, что эта метафора ни о чем
мне не говорит.


Сновидение  раскрывает  перед  нами  возможность  восприятия других миров.  Мы  можем  описывать  эти  миры,  но не способны описать то, что позволяет нам их воспринимать. И в то  же  время нам дано ощутить, каким
образом сновидение  открывает  перед  нами вход в иные сферы бытия. Я бы сказал, что сновидение  -  это  ощущение, процесс, протекающий в теле, и осознание, возникающее в уме.

В  ходе  общего обучения дон Хуан подробнейшим образом объяснял мне принципы, теоретическое  обоснование  и  практические  приемы  искусства сновидения.

Инструкции его  разделялись  на  две  части: 

  • Первая  из них касалась  собственно  методик  практики  сновидения, 
  • вторую  составляли абстрактные объяснения этих методик.

Мы (Кастанеда и Тайша Абеляр, Флоринда Доннер-Грау, Кэррол Тигс) взаимодействовали друг с другом исключительно во втором внимании. В  мире  повседневной  жизни  мы  не  имели  друг  о друге даже смутного
представления...

... В  состоянии  обычного  осознания  ни  один  из нас не знал о нашем глубоком  и  напряженном  взаимодействии  в   сфере   второго  внимания. Поскольку все мы в той или иной степени были людьми рационального склада ума, мы были более чем в шоке, выяснив, что  уже  встречались  прежде. В интеллектуальном  плане   этот   факт   был  и,  конечно  же,  остается, непостижимым для нас, хотя мы  знали  с  полной определенностью, что все это ни в коей мере не выходит  за  пределы  нашего  практического опыта. Таким образом, мы были оставлены  здесь  наедине  с  тревожным знанием о том, что наша психика  суть  вещь  неизмеримо более сложная, чем твердит нам  наш  повседневный  рассудок  или  результаты  академических научных исследований...

...Однако  в  ходе выполнения данных мне заданий по практике искусства сновидения,  барьер  второго  внимания  оставался  для  меня неизменным. Каждый раз, входя в состояние сновидения, я вступал и  в  сферу  второго
внимания. Но когда я просыпался,- это вовсе не обязательно означало, что я из нее вышел. Поэтому в течение многих  лет  мне  удавалось  вспомнить лишь крупицы опыта, обретенного мною  в процессе сновидения. Основная же часть того, что  я  делал,  была  мне  энергетически  недоступна.

На то, чтобы  накопить  количество  энергии,   достаточное   для  реорганизации содержимого  моего  ума  и  восстановление  линейной  последовательности событий, мне понадобилось пятнадцать лет - с 1973 по 1988 - непрерывной, напряженнейшей работы. В конце концов  я  вспомнил.  Выстроенные  в  ряд события дополняли друг друга,  и  мне  наконец удалось заполнить места в памяти,  казавшиеся  поначалу  пробелами...

... Данная  книга  является  результатом выполненной мною реорганизации осознания.

Основы искусства сновидения: пять особенностей энергетического потока человеческих существ

— Маги рассматривают сновидения как исключительно сложное искусство, — сказал дон Хуан, — искусство намеренного смещения точки сборки из ее привычного положения с целью расширения диапазона восприятия и углубления его интенсивности.

И он рассказал, что в основу своего искусства сновидения, древние маги-видящие положили пять особенностей энергетического потока человеческих существ.

Во-первых, древние маги увидели, что те энергетические волокна, которые проходят непосредственно сквозь точку сборки, могут быть собраны в адекватное восприятие.

Во-вторых, они увидели, что если точка сборки смещается в новое положение, то, независимо от того, насколько мало ее смещение, сквозь ее начинают проходить новые, ранее незадействованные волокна, тем самым изменяется осознание, и новые, ранее незадействованные поля энергии собираются в устойчивое связное восприятие.

В-третьих, они увидели, что, когда человек видит обычные сны, точка сборки легко смещается в новые положения вдоль поверхности светящегося яйца и внутрь него.

В-четвертых, они увидели, что можно заставить точку сборки смещаться в положения, находящееся вне светящегося яйца — в большой внешней вселенной.

И в-пятых, они увидели, что по средствам соответствующей дисциплины во время обычного сна и созерцания обычных сновидений можно выработать и систематически практиковать целенаправленное смещение точки сборки.

Первый шаг: настройка сновидения

— Итак, мы на начнем с первого шага к овладению силой, — сказал дон Хуан, приступая к изложению искусства сновидения. — Я намерен обучить тебя практике настройки сновидения.

— Что такое настройка сновидения?

Настроить сновидение — значит обрести практическую способность точно управлять общим ходом развития ситуации в сновидении. Например, тебе снится, что ты — в учебном классе. В данном случае настройка сновидения будет заключаться в том, что ты не дашь ситуации, развивающейся во сне, переметнуться в другое место. Ты не перепрыгнешь из класса в горы. Другими словами, ты контролируешь вид класса и не позволяешь ему исчезнуть до тех пор, пока сам того не захочешь.

— Но разве такое возможно?

— Вполне. Этот тип контроля ничем не отличается от контроля, которым мы обладаем в любой ситуации нашей повседневной жизни. Маги привыкают к этому и пользуются контролем сновидения, когда им это необходимо. Для того, чтобы выработать привычку контролировать сны, тебе необходимо начать с чего-нибудь очень простого. Сегодня ночью ты должен будешь смотреть во сне на свои руки.


... созерцая сны, будь легче перышка. Безусловно, практика сновидения требует целостности и серьезного отношения, но качество серьезности здесь несколько иное — это серьезность беззаботного смеха, каким смеется человек, которому не о чем беспокоиться в этом мире. Только при выполнении этого условия искусство видеть сны превращает их в сновидения.

Дон Хуан уверял, что руки он выбрал произвольно. Объектом для фиксации взгляда во сне могли бы быть не руки, а что угодно другое, все равно прием бы работал. Смысл задачи заключается не в том, чтобы отыскать в увиденном сне определенный предмет, а в том, чтобы задействовать свое внимание сновидения.

Дон Хуан описал внимание сновидения как контроль, который человек обретает над сном, фиксируя точку сборки в любом новом положении, где она оказывается, вследствие ее смешения во сне. Более обобщенно он назвал внимание сновидения непостижимой гранью осознания, которая всегда существует сама по себе, ожидая момента, когда мы соблазним ее целю. Внимание сновидения — это скрытая потенциальная возможность, инструмент, который каждый из нас хранит в резерве. Однако возможности применить этот инструмент в повседневной жизни нам, как правило, так никогда и не предоставляется.

Второй шаг: первые врата сновидения

Первые мои попытки взглянуть во сне на свои руки окончились полным провалом. После нескольких месяцев безуспешных усилий я прекратил это занятие и в очередной раз пожаловался дону Хуану на абсурдность поставленной им передо мной задачи.

— Существует семь врат, — сказал мне в ответ дон Хуан. — Сновидящий должен открыть их — все семь, по очереди. Сейчас ты стоишь перед первыми вратами. И, если ты намерен овладеть искусством сновидения, тебе предстоит их открыть.

— Почему ты раньше ничего мне об этом не говорил?

— Было бессмысленно рассказывать тебе о вратах сновидения прежде, чем ты уткнешься лбом в первые из них. Теперь ты знаешь: они реально существуют и они являются препятствиями, которые необходимо преодолеть.

Дон Хуан объяснил, что в энергетическом потоке вселенной имеются входы и выходы, и что в конкретном случае сновидения входов — семь. Сновидящий воспринимает их как препятствия, которые и были названы магами семью вратами сновидения.

— Первые врата — это особый порог. Преодолевается он посредством осознания особого ощущения, возникающего перед тем, как человек проваливается в глубокий сон, — говорил дон Хуан. — Это ощущение сродни чувству приятной тяжести, которая не дает нам открыть глаза. Мы достигаем врат в то самое мгновение, когда осознаем, что засыпаем, паря во тьме и ощущении тяжести.

— Но как я могу осознать, что засыпаю? Существуют ли какие-либо специальные приемы?

— Нет. Никаких специальных приемов. Просто намерение осознать, что засыпаешь.

— Но откуда мне взять такое намерение?

— Намерение — это вещь, о которой очень сложно сказать что-нибудь вразумительное. Если я или кто бы то ни было попытается объяснить, что такое намерение, — его слова будут напоминать идиотический бред. Сейчас я попробую сформулировать. Маг формирует намерение совершить то, что он намерен совершить, просто за счет того, что он намеревается это совершить.

Шаг третий: прохождение первых врат сновидения

— Когда сновидящему предлагают найти во сне определенный объект, это — уловка. Истинная же цель состоит в осознании момента засыпания. А это, как ни странно, достигается не посредством установки на осознание момента засыпания, но посредством установки на устойчивую фиксацию во сне какого-либо конкретного образа.

Дон Хуан рассказал, что сновидящий бросает короткие целенаправленные взгляды на все, что присутствует в сновидении. А тот объект, на котором устойчиво сфокусировано его внимание, является лишь своего рода точкой отсчета. С нее сновидящий переводит взгляд, чтобы посмотреть на другие объекты, присутствующие в содержимом сна, как можно чаще возвращаясь обратно — к точке отсчета.

Ценой неимоверных усилий мне действительно удалось найти во сне руки. Но руки эти не были моими. Они только казались моими, на самом же деле эти руки мне не принадлежали, они все время изменялись, временами приобретая поистине кошмарные формы. Тем временем все остальное содержимое моих снов было на диво устойчивым. Мне почти удавалось сохранять образ любого объекта, на котором я сосредоточивал внимание.

Так продолжалось несколько месяцев. Потом вдруг однажды качество моего сновидения как бы само собой резко изменилось. Я ничего специально для этого не делал. Просто каждый вечер я ложился спать, твердо намереваясь не упустить момент засыпания и отыскать во сне свои руки.

Шаг четвёртый: достижение вторых врат сновидения

Вторые врата сновидения достигаются тогда, когда ты «просыпаешься» из одного сна в другом сне. Ты можешь иметь столько параллельных сновидений, сколько захочешь. Или столько, сколько сможешь. Главное — в одинаковой степени все их контролировать и «проснуться» в одном из них, а не в нашем мире известного.

Меня охватила паника.

— Уж не хотел ли ты сказать, что я никогда не проснусь в этом мире? — спросил я.

— Нет, этого я не говорил. Но раз уж ты затронул эту тему, я вынужден сказать тебе, что такое тоже возможно. Маги древности имели обыкновение так поступать. Они никогда не просыпались в этом мире известного. Так поступили и некоторые из магов моей линии. Конечно, это можно сделать, но я бы не советовал. Я хочу, чтобы по окончании практики сновидения ты проснулся самым обычным и естественным образом. Но вот во время практики тебе должно присниться, что ты проснулся в другом сне.


Итак, я вновь взялся за практику сновидения, отправившись на поиск теперь уже непонятно чего. На этот раз цель просматривалась гораздо менее ясно, чем прежде, а трудности еще более возросли. Точно так же, как и в случае с первым заданием, я никак не мог решить, что же мне делать. В сознание мое закралось довольно обескураживающее подозрение относительно того, что на этот раз вся моя практика вряд ли сможет чем-нибудь мне помочь. После бесчисленных неудач я возвратился к исходной точке, просто продолжив практику фиксации внимания сновидения на каждом из объектов, присутствовавших в моих снах. Я согласился с тем, что чего-то мне не хватает, и это, похоже, дало мне некий толчок. С возросшим мастерством я мог теперь удерживать образ любого объекта сновидения.

Год прошел без каких бы то ни было перемен. Потом вдруг, в один день что-то изменилось. Я видел сон. В нем я разглядывал окно, пытаясь выяснить, удастся ли мне рассмотреть расстилавшийся за стенами комнаты пейзаж. Вдруг какая-то похожая на ветер сила, которую я ощущал как звон в ушах, вытянула меня сквозь окно наружу. Причем за мгновение до этого мое внимание сновидения было привлечено какой-то странной конструкцией, маячившей в отдалении. Она была похожа на трактор. В следующее мгновение я осознал, что стою рядом с ним и внимательно его изучаю.

Я совершенно четко осознавал, что это — сновидение.

Шаг пятый: прохождение вторых врат

дон Хуан сказал, что существует два корректных способа преодоления вторых врат сновидения.

Первый — проснуться в другом сне, то есть увидеть во сне, что видишь сон и во сне же увидеть, что проснулся.

Второй — использовать объекты сновидения для переключения на другой сон, как сделал это я.

Я занялся отработкой обоих описанных им способов. Либо мне снилось, что у меня был сон, в котором мне снилось, что я проснулся, либо, как будто глядя сквозь объектив электронного фотоувеличителя, я переходил от чего-нибудь, непосредственно доступного моему вниманию сновидения, к чему-либо не столь доступному.

Иногда я применял второй способ в слегка измененном варианте: я вглядывался в какой-нибудь из объектов сновидения до тех пор, пока он не начинал изменять форму, втягивая меня тем самым сквозь звенящий вихрь в другой сон.

Однако мне никогда не удавалось предугадать заранее, каким из трех способов я воспользуюсь в данном конкретном сновидении. Заканчивались же мои тренировки по отработке искусства сновидения либо тем, что я «выскакивал» из внимания сновидения и просыпался, либо тем, что я проваливался в темный, глубокий беспробудный сон.

Шаг шестой: не поддаться существам из других миров

Результатом прохождения вторых врат являются путешествия в другие миры, населённые "неорганическими существами". Они могут быть агрессивными, или наоборот, пытаться "купить" сновидца знаниями или силой, но главная их цель - поработить сновидца.

Шаг седьмой: достижение третьих врат.

Ты достигаешь третьих врат сновидения, когда обнаруживаешь себя во сне смотрящим на другого спящего человека. И когда этот другой человек оказывается тобой, — сказал дон Хуан.

Мой энергетический уровень в это время был так высок, что я приступил к выполнению этого третьего задания сразу же, хотя дон Хуан не сообщил мне о нем никакой дополнительной информации.

Первым, что я обнаружил в своей практике сновидения, было то, что прилив энергии внезапно смещал фокус моего внимания в сновидении. Теперь мое внимание сосредоточивалось на том, чтобы я мог осознать себя во сне и увидеть себя спящим.

Шаг восьмой: прохождение третьих врат.

Прохождение третьих врат сновидения состоит в том, чтобы после того, как ты увидел себя спящим, начать двигаться.

— У третьих врат сновидения, — продолжал он, — ты начинаешь преднамеренно сливать в одно целое реальность сна и реальность обыденного мира. Это задача, которую маги называют завершением энергетического тела. Слияние двух реальностей должно быть настолько полным, что тебе нужно быть более внимательным, чем когда-либо. Исследуй все, что встречаешь у третьих врат очень тщательно и с интересом.

Я пожаловался, что его рекомендации слишком загадочны и кажутся мне бессмысленными.

— Что ты имеешь в виду, когда говоришь очень тщательно и с интересом, — спросил я.

— У третьих врат мы склонны терять себя в деталях, — ответил он. — Рассматривать вещи с большой тщательностью и интересом означает противостоять почти непреодолимому стремлению углубиться в детали. Эта задача, которую я назвал третьими вратами, состоит в том, чтобы увидеть энергетическое тело. Сновидящий начинает работать с энергетическим телом, выполняя задания первых и вторых врат. Когда он достигает третьих врат, его энергетическое тело готово к отделению, или, возможно, лучше будет сказать, что оно готово к тому, чтобы действовать. К несчастью, это также означает, что оно готово очароваться деталями.

— Что значит «очароваться деталями»?

— Энергетическое тело напоминает ребенка, который всю свою жизнь был взаперти. Когда он оказывается на свободе, он впитывает в себя все что находит. Я хочу сказать, что это может быть все что угодно. Каждая незначительная, мельчайшая деталь, полностью поглощает внимание энергетического тела.

...У третьих врат сновидящие должны избегать непреодолимого стремления погружаться в любую деталь. Они достигают этого, постоянно проявляя такой интерес ко всему и такое настойчивое желание погрузиться во все, что ни одна конкретная вещь не может приковать их к себе.


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
Голосование
Кто принёс больше пользы людям?
 
Голосование 2
Какая ваша вера?
 
Реклама